Уже давно многие страны ощутили важность и эффективность малого бизнеса. А какие же его перспективы в России? Какую поддержку в этой сфере обещает правительство, а какую оказывает по факту?
Максим Бойтан — партнер MICE-компании Upjet Travel Group
Отношение государства несет скорее нейтральный характер – «помочь — не поможем, но и трогать не будем». Многих такой подход устраивает. Думаю, что не стоит ждать большой поддержки и помощи со стороны государства в ближайшее время. Важнее, чтобы государство не мешало и больше доверяло — добросовестного и ответственного бизнеса сегодня намного больше, чем было вчера. Новые требования к налоговой и бухгалтерской отчетности, наведение порядка в финансовой и банковской сфере, создание всевозможных СРО и ассоциаций, введение новых ГОСТов и стандартов — все это приводит к очищению бизнеса от некачественных непрофессиональных авантюристов. Повышается цивилизованность и дисциплинированность производителя товаров/услуг. Огромным тормозом для развития малого бизнеса является тот факт, что кредитование почти полностью исчезло. Сильно ужесточились требования банков. Получить кредит стало практически невозможно. Большое значение имеет сфера деятельности. На некоторые виды бизнеса банки ввели моратории на выдачу любых кредитных инструментов.
Пётр Пушкарёв — шеф-аналитик ГК TeleTrade
Вполне реально обратиться в Российский экспортный центр при ВЭБ, в этом году планируется вывести на зарубежные рынки около 1 тыс. малых и средних предприятий несырьевого сектора. Федеральная программа субсидий на договора лизинга, уплату процентов по займам, в отдельных случаях, госгарантии по банковским кредитам. Повсеместно есть региональные программы поддержки, включая бизнес-инкубаторы, помощь с арендой в технопарках. Но конечно, хотелось бы видеть более существенный рост по оборотам МП, чем нынешние 4% в год. Виктор Солнцев — доцент Высшей школы корпоративного управления(ВШКУ) РАНХиГС Сегодня в России малый и средний бизнес, в целом, не ощущает ту широко декларируемую в СМИ поддержку государства. Выделяемые средства на региональном уровне просто незаметны. Сами предприниматели не хотят участвовать в госпрограмме, зная, что вход в нее не всем заказан, да и участникам придется отчитываться дважды в год, вместо одного. В федеральном бюджете выделено в два раза меньше средств, чем в прошлом году. Налоговые проверки не уменьшаются, а увеличиваются и ужесточаются. Несмотря ни на что, малый и средний бизнес выживет и выведет страну из кризиса. Ведь его потенциал неизвестен и огромен.
Антон Еликов — Главный по меркантильности Мерката
Реальных движений со стороны государства в сторону малого бизнеса не видно. Конечно, мы можем говорить только про малый бизнес в сфере розничной торговли. Но это порядка 700 000 торговых точек по всей стране — ощутимая доля малого бизнеса России. Фактически, малый бизнес в какой-то конкретной помощи не нуждается. Предприниматели крайне самостоятельны. Очень часто можно услышать высказывания от владельцев магазинов — «лишь бы не мешали». Предприниматель имеет очень подвижный ум. Он всегда и во всем разберется или найдет тех, кто поможет разобраться. Но на каждую новую инициативу государства он тратит силы, время и деньги. Энергии на то, чтобы думать об эффективности магазина часто не хватает. Так что основной помощью, которую может оказать государство малому бизнесу — не мешать его развитию. По моему глубокому убеждению, крепкую экономику страны можно построить только на крепком малом бизнесе.
Павел Пуляев — старший партнер консалтинговой компании Business Consult
Многие сейчас пытаются уделять внимание малому и микро-бизнесу. Это добавляет политических очков. Но немногие действительно что-то делают. Внимание правительства, направленное на малый бизнес, скорее вынужденное и насаживаемое «сверху», чем идейное. Плюс ко всему, государство никогда не умело вести диалог с позиции мецената, так как привыкло говорить с позиции регулятора. А это портит картину в целом. Для того, чтобы все заработало, в системе должны трудиться маркетологи от бизнеса, а не чиновники. Чтобы понять, предложения правительства, достаточно зайти на федеральный портал малого и среднего предпринимательства. Основная проблема всех программ − это их слабое освещение в СМИ. В итоге, помощь предпринимателям оказывается, но только если они в состоянии найти ее источник и преодолеть бюрократию. Если государство начнет уделять больше внимания популяризации средств поддержки, донося до «потребителей» возможность помощи понятным для них языком, — через пять лет страна может действительно измениться. Если же этого не произойдет, то все останется как прежде.
Итак, у малого бизнеса есть достаточно хорошая перспектива роста и развития. Но помощь государства все-таки недостаточная. В основном, она носит нейтральный характер – «не поможем, но и трогать не будем».